История шпалерного ткачества

Расцвет шпалерного ткачества приходится на конец XIV, XV, XVI в.в. В эту эпоху шпалеры были одним из самых популярных видов искусств. Красочные ковры приобретали интерьеры средневековых замков, одновременно утепляя их холодные стены. Шпалеры развешивались в соборах и в ратушах, во время турниров — на трибунах для зрителей. В праздничные дни коврами украшали улицы, вывешивая на балконах и подоконниках.

Шпалерами называются безворсовые настенные ковры с сюжетами и орнаментальными композициями. Они были широко распространены в Западной Европе, начиная с XII — XIII в.в. Главные центры их производства города Франции и Фландрии: Париж, Аррас, Турне, Брюссель.

Тканые ковры нередко назывались по имени города или мануфактуры, прославившихся своими изделиями. Часто употребленный термин «гобелен» имеет свою историю. В XVII в. в парижском квартале гобеленов, в зданиях, принадлежавших прежде семье Гобелен, была открыта шпалерная мануфактура, унаследовавшая это имя; гобеленами стали называться и ее изделия, пользовавшиеся огромным успехом по всей Европе. Как правило, шпалеры заказывались и исполнялись сериями, которые насчитывали иногда до двенадцати и более ковров, объединенных общей темой: чаще всего это были библейские и исторические сюжеты, а также сцены из жизни знатных сеньоров, пасторали. Шпалеры — плод коллективного творчества. Сначала художник создавал эскиз. так например, «маленький образец». это был рисунок углем или пером. Иногда образцом служили миниатюры. Затем делался картон: эскиз увеличивали до размеров будущего ковра и акварельно или клеевыми красками обозначали основные контуры композиции и важнейшие элементы рисунка, это делали художники-картоньеры, хорошо знавшие особенности шпалерного ткачества. Окончательный вид шпалеры в значительной мере зависел от того, как картоньер интерпретировал эскиз, картон служил, модельно для ткача, переносившего изображение на ковер с помощью переплетения неокрашенных шерстяных нитей основы ковра более тонкими разноцветными нитями утка. Ткач пропускал уточную нить в пределах определенного красочного пятна и затем поворачивал ее в обратном направлении. Зазоры, получающиеся вдоль границ двух соприкасающихся цветовых пятен, соединяются сплетением соседних утков или зашиваются иглой. Своеобразный технический прием «штриховки»: для передачи постепенного перехода одного тона в другой пространство между соседними цветовыми пятнами заполнялось длинными взаимопроникающими зубцами или полосками того и другого цвета. Этим же способом создавались светотеневые эффекты. Ткач умело работает с большими цветовыми плоскостями.

Изготовление шпалеры требовало многих месяцев кропотливого труда. Каждый ковер ткали несколько мастеров. Ширина участка работы одного ткача не превышала одного метра. Обычно ткач исполнял от двух до четырех метров шпалеры за год.

Ткачи, работающие над шпалерами, должны были обладать художественным вкусом, знанием рисунка, тонким пониманием цвета. С необыкновенным искусством ткач преображает сравнительно небольшое количество тонов шерсти или шелка (около двадцати) в различные оттенки цвета и ведет рисунок композиции со всеми его многочисленными вариациями, созданный поразительной фантазией художника-автора эскиза. Безворсовые односторонние ковры-шпалеры или гобелены, имеют особенность — их ткут не снизу вверх, а слева направо, в направлении нитей основы. При таком методе ткачества в рисунке получается очень мало прямых линий, а там, где они встречаются, в ковровой ткани остаются полоски в направлении нитей основы, которые приходится маскировать ручной стежкой в готовом ковре. Безворсовые ковры и ковровые изделия представляют собой однослойные ткани, в которых рисунок образуется переплетением цветных нитей утка и основы. К ним относятся палас, сумахи, килим, гобелен, яман, дум, варни, шидда и другие.

Сумахи изготовляют на вертикальных ковроткацких станках из нитей основы, сурового и цветного утка. Они отличаются высокой прочностью, наличием изнанке концов узорообразующих нитей, пропущенных в результате смены цвета. такое переплетение безворсовой поверхности сумаха имеет форму, сходную с лежащим вкось стежками, именуемыми «косичками». Образующие ткань сумаха нити утка попарно обвивают нити основы, не создавая узла, причем каждый стежок обхватывает две нити основы и идет по диагонали. Стежки каждого следующего ряда направлены попеременно в противоположные стороны и формируют орнамент на изнаночной стороне сумаха выпускаются концы узорообразующих нитей длиной 10 см.

Палас ручного ткачества по структуре представляет собой однослойную ковровую ткань, состоящую из цветных нитей утка и основы. Цветные нити утка не сцеплены между собой, поэтому по границам рисунка образуются характерные просветы. Климы вырабатываются из суровых нитей основы и цветного утка, который плотно перекрывает нити основы. Нити основы и утка перевиты между собой без просветов.

Гобелен — вытканный вручную ковер-картина (шпалера). В узком смысле — изделие по имени красильщиков Гобеленов. Ткутся из цветных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются.

Напольные ковры бывают ворсовые, гладкие. В технике — закладного, выборного, браного ткачества, а для настенных ковров — рюйу, флосса, лаасту.

Закладное ткачество осуществляется на ручном горизонтальном ткацком станке. Рисунок в натуральную величину будущего ковра «закладывается» под нити основы, через которые он виден. Затем нити основы переплетаются (в технике полотняного переплетения) вручную разноцветными утками так, что каждый цветной уток проходит только отведенную ему рисунком плоскость. Таким способом исполняется как узор, так и фон произведения. Выборное ткачество осуществляется на горизонтальном ткацком станке. Произведение ткется в технике полотняного переплетения: в одном ряду нить утка покрывает все парные числа нитей основы и проходит под всеми непарными, а в следующем — наоборот. Узор «выбирается» дополнительной нитью другого цвета или толщины проходя лишь на лицевой стороне ткани в виде длинных стежков, которые переплетаются с основой только в концах каждого «стежка». Техника выбранного ткачества напоминает вышивку гладью.

Рюйу — ворсовый ковер с очень длинным (1,5-6 см.) и толстым крученым ворсом. Поверхность ковра создается не поперечным разрезом ворса, а его боковой стороной. Используется он на горизонтальном ткацком станке так, что за каждым рядом завязанных в основу узлов следует полоса гладкой ткани полотняного переплетения. Ширина полосы зависит от длины ворса, который ее целиком покрывает. Рюйу очень типичны для скандинавских стран и встречаются в эстонском этнографическом наследии на острове Вормси, в свое время заселенном шведами. Флосс — у изделий ворс длиннее, чем у обыкновенного ворсового ковра, но короче и плотнее, чем у рюйу. Узлы ворса завязываются в основу через металлический двойной прут и прорезаются между прутьями специальным ножом.

Двойные ковры в технике «лаасту» исполняются на горизонтальном станке в полотняном переплетении, но с двойными основами и утками двух цветов. Например, задний слой основы черный, передний — белый. В процессе работы с черным утком переплетается черная основа, белым — белая. Если узор запланирован черным силуэтом по белому фону, то задняя черная основа выбивается щепой «лаасту» между нитями белой основы вперед, так что черный силуэт ткется в одной плоскости с белым фоном. В то же время на заднем слое основы (теперь белом) ткется белый силуэт того же рисунка на черном фоне. Техника очень трудоемкая, требует двойного количества пряжи, но имеет две лицевые стороны. Они используются для создания произведения мелкого формата.

В горных селениях Тушетии народные мастерицы изготовляли цветные войлоки. Для цветных войлоков и раньше и теперь используют белую шерсть, которую почти всегда красят природными красителями в разные цвета.

Мастерица на циновке или же на плотной материи для создания фона цветного войлока. Обычный фон бывает белый, серый, светло-коричневый, синий, красноватый. Из других пучков окрашенной шерсти на этом фоне строится импровизированная композиция. Подготовленный таким образом шерстяной настил сбрызгивают горячей водой и сворачивают вместе с циновкой. Завязав концы рулона, приступают к валке, катая руками рулон взад и вперед. Готовый цветной войлок промывают в чистой проточной воде.

На главную страницу
Текстиль Живопись Графика Фотография Полиграфия Web-дизайн