Дизайн рекламы. Мышление как высший познавательный процесс. Термины.

Ви­зу­аль­ное ре­ше­ние гра­фи­чес­ких объ­ек­тов ин­же­нер­но-кон­струк­тор­ской де­я­тель­нос­ти ха­рак­те­ри­зу­ет­ся яс­ностью и чет­костью, стан­дар­ти­зи­ро­ван­ным на­бо­ром гра­фи­чес­ких средств и от­сут­ст­ви­ем эмо­ци­о­наль­но-об­раз­но­го на­ча­ла.

Ком­по­зи­ци­он­ное ре­ше­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся пре­дель­но воз­мож­ной прос­то­той, от­сут­ст­ви­ем средств ху­до­жест­вен­ной вы­ра­зи­тель­нос­ти. Если не брать во вни­ма­ние не­об­хо­ди­мость со­блю­де­ния пра­виль­нос­ти рас­че­тов, вы­пол­не­ния раз­ре­зов, се­че­ний, по­стро­е­ния про­ек­ций и т.п., а рас­смат­ри­вать толь­ко гра­фи­ку тех­ни­чес­ко­го ри­сун­ка, чер­те­жа, то кри­те­ри­я­ми их успеш­но­го вы­пол­не­ния яв­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие:

  • Со­от­вет­ст­вие стан­дар­там и тре­бо­ва­ни­ям оформ­ле­ния, обо­зна­че­ния, на­не­се­ния ли­ний и т.д.;
  • «чис­то­та» вы­пол­не­ния, ко­то­рая опре­де­ля­ет­ся от­сут­ст­ви­ем пов­то­ря­ю­щих­ся дан­ных, лиш­них ли­ний, обо­зна­че­ний и т.п.

Ли­ния как ос­нов­ное средст­во гра­фи­ки (её тол­щи­на и тип) долж­на мак­си­маль­но по­нят­но, без ас­со­ци­а­тив­ных свя­зей пе­ре­дать внеш­ний вид или внут­рен­нее стро­е­ние объ­ек­та. Кро­ме то­го, важ­но ми­ни­маль­ным ко­ли­чест­вом ли­ний до­сти­гать це­ли, ре­а­ли­за­ции по­став­лен­ных за­дач при ин­же­нер­ном ис­пол­не­нии объ­ек­та. Со­блю­де­ние этих тре­бо­ва­ний при ви­зу­аль­ном ре­ше­нии объ­ек­тов в ком­плек­се с уста­нов­лен­ны­ми ГОС­Том пра­ви­ла­ми обес­пе­чи­ва­ет кон­крет­ность, яс­ность по­ни­ма­ния идеи ин­же­не­ра-про­ек­ти­ров­щи­ка.

Об­раз­ность. Ху­до­жест­вен­ное про­из­ве­де­ние яв­ля­ет­ся от­ра­же­ни­ем не толь­ко идеи, за­ло­жен­ной в нем, но и ми­ро­воз­зре­ния ху­дож­ни­ка, его про­фес­си­о­на­лиз­ма. Оно опре­де­ля­ет­ся жиз­нен­ным опы­том и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пси­хо­ло­ги­чес­ки­ми осо­бен­нос­тя­ми ав­то­ра. Зри­тель­ный об­раз за­ви­сит от то­го, на­столь­ко бо­га­та зри­тель­ная па­мять и раз­но­об­раз­ны её об­ра­зы (пред­став­ле­ния), а так­же от сте­пе­ни раз­ви­тос­ти ху­до­жест­вен­но­го мыш­ле­ния, во­об­ра­же­ния и т.п.

Не­ути­ли­тар­ность. Это обо­зна­ча­ет, что ху­до­жест­вен­ное про­из­ве­де­ние вы­пол­ня­ет в пер­вую оче­редь эс­те­ти­чес­кую функ­цию. Ав­тор, со­зда­вая на хол­сте об­раз, не ста­вит пе­ред со­бой за­да­чу ре­а­ли­за­ции ка­кой-то ути­ли­тар­ной функ­ции, не за­да­ет­ся целью вы­пол­нить ху­до­жест­вен­ное про­из­ве­де­ние из-за эко­но­ми­чес­кой поль­зы или вы­го­ды. Ху­дож­ник тво­рит под вли­я­ни­ем не­кой тран­сцен­дент­ной си­лы, со­зда­ва­е­мый им об­раз — ре­зуль­тат воз­ник­ше­го про­ти­во­ре­чия ав­то­ра с са­мим со­бой.

Ин­ди­ви­ду­аль­ность. Имен­но бла­го­да­ря ин­ди­ви­ду­аль­нос­ти обес­пе­чи­ва­ет­ся сво­бо­да про­ек­ти­ров­щи­ка в ра­бо­те над ком­по­зи­ци­ей и в вы­бо­ре средств вы­ра­зи­тель­нос­ти. По­ни­ма­ние зри­те­ля­ми ху­до­жест­вен­но­го про­из­ве­де­ния не мо­жет быть од­но­знач­ным, как при вос­при­я­тии ре­зуль­та­тов ин­же­нер­но­го мыш­ле­ния. Имен­но бла­го­да­ря ин­ди­ви­ду­аль­нос­ти, об­ла­да­ю­щей об­раз­ностью, ас­со­ци­а­тив­ностью, вы­ра­зи­тель­ностью и эмо­ци­о­наль­ностью, про­из­ве­де­ние ста­но­вит­ся по­нят­ным зри­те­лю.

Кре­атив­ность мыш­ле­ния. Гра­фи­чес­кий ди­зай­нер за­ни­ма­ет­ся твор­чес­кой де­я­тель­ностью, ко­то­рая со­еди­ня­ет в се­бе ис­кус­ст­во и точ­ный праг­ма­ти­чес­кий рас­чет. На­сколь­ко та­кой син­тез в ди­зайн-гра­фи­ке бу­дет ин­те­ре­сен, ори­ги­на­лен, за­ви­сит от кре­атив­нос­ти мыш­ле­ния ди­зай­не­ра.

Мож­но го­во­рить о раз­ных ти­пах кре­атив­нос­ти:

  • Кре­атив­ность как ха­рак­те­рис­ти­ка про­ект­но­го мыш­ле­ния, свя­зан­ная «с пе­ре­ком­по­нов­кой, улуч­ше­ни­ем, на­хож­де­ни­ем но­вых свя­зей меж­ду яв­ле­ни­я­ми или внут­ри них, свя­зей ра­нее за­мас­ки­ро­ван­ных, не об­на­ру­жен­ных, но все, же за­ло­жен­ных в са­мих объ­ек­тах». Лю­бой вид ди­зай­нер­ской де­я­тель­нос­ти пред­по­ла­га­ет твор­чест­во. Для ди­зай­на как ви­да де­я­тель­нос­ти, опи­ра­ю­ще­го­ся на ис­кус­ст­во, твор­чест­во яв­ля­ет­ся од­ной из опре­де­ля­ю­щих ха­рак­те­рис­тик;
  • Кре­атив­ность как по­сто­ян­ный по­иск ка­чест­вен­ных от­ли­чий от име­ю­щих­ся про­дук­тов. Су­щест­ву­ю­щая по­треб­ность в кре­ати­ве (по­ис­ке но­вых идей) в об­лас­ти гра­фи­чес­ко­го ди­зай­на опре­де­ля­ет­ся во мно­гом на­ли­чи­ем фак­то­ра кон­ку­рен­ции при со­зда­нии ка­ко­го-ли­бо ди­зай­нер­ско­го про­ек­та в от­ли­чие от ис­кус­ст­ва, где дан­ной про­бле­мы не су­щест­ву­ет. В этом слу­чае кре­атив яв­ля­ет­ся ме­рой ори­ги­наль­нос­ти про­ект­но­го мыш­ле­ния.
Р.Ю. Овчинникова «Дизайн в рекламе»
На главную страницу
Текстиль Живопись Графика Фотография Полиграфия Web-дизайн